Что такое страх?

Чувство страха испытывал в жизни каждый человек. Можно сказать, что это довольно неприятное ощущение, проявляющееся в моменты появления опасности или возникновения риска. Что же такое кроется за понятием «страх»? В некоторой степени, это чувство отторжения определенного объекта, того или иного состояния, или процесса, например, боязнь уколов, другого человека, привидений или темноты.

Страх относится к главным сильным компонентам человеческих эмоций, способен разрушить душевное равновесие человека. Страх — это возникающая ответная реакция на возможную мнимую или реальную опасность, которую человек переживает, как настоящую действительность.

Организм человека работает таким образом, что не в состоянии длительное время вести борьбу со страхом. Он его запоминает и приспосабливается к его источнику, а затем отправляет в архив памяти в «черный список».

Такое чувство, как страх, на биологическом уровне представляет собой такой процесс: в состав крови поступает адреналин, причем в значительном количестве. Внутри организма человека он вызывает гормональный взрыв. А вот что касается психологического уровня, страх – это боязнь каких-либо ситуаций, событий, которые влекут за собой выделение адреналина.

Один человек испытывает состояние страха по-своему, а другой – по-своему, все зависит от степени восприятия. В некоторых случаях страх может иметь свое выражение в фобиях. Если человек имеет недостаточный самоконтроль, то это может привести к развитию неправильного образа поведения, трудностям социального плана, возникновению опасных и непонятных поступков.

По мнению одних специалистов, страх – это вредная эмоция, несущая за собой нехорошие последствия, а другие полагают, что это полезное состояние, которое сигнализирует человеку о приближающейся опасности.

В зависимости от степени выраженности страх описывают различными терминами. Это чувство в психотерапии считается диагностической меткой, с помощью которой подсознательным образом отмечается появление травмирующей ситуации.

Кроме этого, чувство страха оказывает помощь в диагностике, в технологии коррекционной работы эта эмоция просто бесценна. Переживаемый страх — необходимый компонент для развития организма, если он имеет умеренную степень. Если родители заметили, что у ребенка поведение сильно отличается от обычного, необходимо пройти психологическую консультацию.

Если взрослый или ребенок переживает неосознанный или осознанный страх, он может переживать неприятное ощущение в области кишечника, солнечного сплетения, за грудиной, безотчетную тревогу. Ребенку трудно обозначить в теле место неприятных переживаний, поэтому он, когда чувствует страх, всем своим поведением начинает демонстрировать бурную реакцию. В этом случае причина страха у ребенка располагается в области его подсознания, мешая ему собрать в кучу все усилия.

Остановимся немного поподробнее на таком виде состояния как детские страхи.
Детские страхи имеют отдельное место, хотя для детского развития – это нормальное в то же время важное явление. Благодаря страхам, происходит сдерживание и направление детского развития в период социализации и обучения. Каждый из видов страха или сам страх может проявляться лишь в определенном возрасте, который в дальнейшем может исчезнуть.

Страхи – это важнейшее звено в регулировании детского поведения, имеющие положительное адаптационное назначение. Формирование детского страха происходит из-за факторов, которые сдерживают его свободу, ограничивают поведение. Данные факторы несут в себе воспитательную функцию, но иногда при отсутствии родителей ребенок может столкнуться с действием агрессии со стороны окружающего его мира.

Малыш еще не может объяснять или понимать суть такого воздействия, поэтому начинает бояться. Например, ему кто-то дал подзатыльник, он услышал громкий крик человека, звук из окна или прочие конкретные варианты. Коварство здесь таится в следующем: что вызывает состояние страха у ребенка, взрослому человеку это не попадает во внимание, поэтому, вовремя и не искореняются данные негативные моменты.

В подобных случаях терапевтические процедуры организовываются таким образом, чтобы малыш стал проводником в собственный мир, где указал место проживания его персонального кошмара. Если правильным образом построить процесс психотерапии для ребенка, то он обязательно укажет источник его беспокойства, чтобы можно было его быстрее устранить.

Следует разграничивать патологический страх, который требует коррекционной работы, от возрастного, нормального страха, с тем, чтобы у ребенка не нарушать его развитие. От нормального патологический страх отличается некоторыми критериями: он ведет к нарушению психики, негативным образом сказывается на развитии личности, возводит препятствия к нормальному общению, ведет к дезадаптации, а потом и к психосоматическим заболеваниям, аутизму.

Страх способствует формированию состояния ожидания, приводит к изменению поведения человека, вносит отражение на сексуальные предпочтения и характер. У взрослого коррекцию проводить намного сложнее из-за наслоенных в его жизни различных негативных событий.

Оставить комментарий