Слово на 100 долларов и идея на миллион

Я уверен, что раньше вы уже слышали слово «парадигма». Это одно из тех «умных», на 100 долларов, слов, которое имеет довольно-таки простое значение.
Парадигма — это точка зрения или модель, то, как вы видите окружающий вас мир — «то, как всё есть на самом деле…», что-то вроде status quo. Американская Мечта — это парадигма (только для большинства из нас это то, что было — а не то, что есть).
Следующий пример — это отличная иллюстрация того, что такое парадигма, и того, как она меняется.

Парадигма швейцарских часов
Вы помните, каким был золотой стандарт — превалирующая парадигма — в производстве часов в 1975? Швейцарские часы, верно? Это были часы «Ролекс» и им подобные — совершенная технология, уходящая своими корнями в XIV столетие: классические, точные, 31 камень, заводная пружина, тик-так, тик-так, тик-так…

И вдруг, однажды, один маленький старый швейцарский часовщик вылетает вприпрыжку из своей мастерской и держит в руках аккуратненькие новые часы, которые он только что сделал.
«Смотри, Вольфганг — никакой пружины, никаких камней. Они легче и намного дешевле. Они тоненькие и их не нужно заводить. И они в сто раз более точные! Это называется — кварцевые часы!»
Что же, швейцарцы — довольно осторожные и консервативные парни. Они так и отреагировали: откинулись в кресле, попыхтели трубочкой и сказали:
«Ну-ка, осади Фриц, — не так быстро. Эта кварцевая придумка хороша. Но, смотри: если мы начнём делать эти кварцевые часы, то кто станет покупать наши большие, дорогие изделия на 31 камне, которые мы производим сейчас? Мы начнём конкурировать сами с собой. У нас миллионы вложены в камни, в шестерни, в пружины и так далее. Что нам со всем этим делать — выбросить на помойку? И что делать со всеми старыми маленькими часовщиками — такими как ты сам? Кроме того, весь часовой бизнес сейчас наш. Мы — пуп Земли. Зачем дразнить удачу? Давай не будем чинить то, что не сломалось».
«Парадигма швейцарских часов» — так было.
И знаете, швейцарцы решили, что кварцевая технология — это не то, что им нужно. Поэтому, вместо того, чтобы раскачивать свою лодку, они продали эту технологию — японцам.
Возможно, вы ещё помните японцев образца ранних 1950-х: это были парни, которые изготавливали всякую дешёвку, ломавшуюся через десять минут после того, как вы её купили.
«Сделано в Японии» — ха-ха-ха!
Да уж, «ха-ха». Кто сейчас владеет рынком часов? Японцы, китайцы и их кварцевые часы — вот кто!
Мы не просто сменили часы — мы сменили парадигму.

Оставить комментарий