Пирамидальные схемы

Того, кто хочет стать богатым за один день, через год повесят. — Леонардо да Винчи, итальянский художник и изобретатель

Вы, наверное, слышали, как некоторые люди называют сетевой маркетинг «пирамидальной схемой». А вы знаете, что это значит? Я спрашиваю об этом потому, что большинство людей понятия не имеют о том, что такое действительно пирамидальная схема.
Правда состоит в том, что многоуровневая пирамида — это естественная структура. Каждая организация в мире, которая продвигает товары и услуги, или координирует действия любого рода, имеет форму пирамиды, у которой есть много уровней, увеличивающихся и расширяющихся по мере продвижения вниз.
Вот как это описывает знаменитый автор и просветитель доктор Карл Дин Блэк:
«Делегирование создаёт многоуровневую пирамиду. Наше правительство — это многоуровневая пирамида. Пирамидами являются наши школы и церкви. Все успешные бизнесы, поскольку они распространяют товары и услуги, в конечном итоге имеют форму многоуровневой пирамиды. В любой многоуровневой структуре сила идёт снизу. Наше правительство продвигает услуги к основанию пирамиды, но мы даём ей силу снизу при помощи наших голосов. Маркетинговые компании продвигают продукцию к основанию пирамиды, но мы даём ей силу при помощи своих долларов. Таким образом, пирамиды создают поток, который двигается в двух направлениях: сначала вниз, а потом вверх. Ценности текут вниз к основанию; сила, в ответ на это, поднимается вверх. Если ценности перестанут поступать вниз, то сила (в виде долларов или голосов) перестаёт поступать вверх, и система терпит крушение».
Таким образом, согласно доктору Блэку, американский бизнес, правительство и образование — это всё пирамиды.
Сетевой маркетинг — это, конечно же, тоже пирамида, как и «Майкрософт», «Дженерал моторз», колледжи и университеты, правительство США, организация «Девушки-скауты США» и франчайзинги.
То есть, не пирамидальная структура сама по себе делает что-то «пирамидальной схемой». В самой концепции пирамиды нет ничего плохого. Пирамида становится хорошей или плохой, правильной или неправильной в зависимости от того, что люди с ней делают, как они с ней поступают.

Пирамиды: две стороны монеты
Хорошей аналогией является сотовая связь.
Сотовый телефон — это всего лишь прибор, инструмент, в котором заключена огромная сила и удобство. Но сами по себе телефоны изначально нейтральны — и не хорошие, и не плохие. И только от того, как их используют операторы — в законных или незаконных целях — они становятся либо плохими, либо хорошими.
Например, если кто-то в ресторане упал и не может подняться, а кто-то использует сотовый телефон, звонит 911 и вызывает помощь, — то это хорошо.
А если, в то же самое время, кто-то вышел из того же самого ресторана, и сделал ложное сообщение о бомбе, заложенной в зале суда — то это плохо.
Не сам телефон является хорошим или плохим. Это зависит не от телефона, а от действий оператора.
То же самое и с пирамидой. В том, что что-либо имеет пирамидальную структуру, нет ничего плохого. То, что делает пирамиду «пирамидальной схемой», как подчёркивает доктор Блэк, это «прекращение движения ценностей вниз», когда ценность заменяется жадностью или незаконными действиями.
Возможно, это вызовет у вас удивление, но есть два вида пирамидальных схем: незаконные пирамидальные схемы… и законные пирамидальные схемы.
Организационная структура обеих схем имеет форму равнобедренного треугольника — широкая у основания и острая на вершине. И вы сейчас поймёте, что не форма определяет законность или незаконность схемы. Это определяют люди и их направленность.
На последующих страницах мы рассмотрим несколько классических незаконных пирамид, а также несколько мощных «законных» пирамид, которые признаны таковыми законом, но работают в пользу нескольких наверху за счёт множества, находящихся внизу.

Один комментарий на “Пирамидальные схемы

Обсуждение закрыто